SaturdayJam подготовил краткий ликбез для начинающего любителя джазовой музыки. Отправной точкой нашей истории можно считать знаменитый клуб блюза «Граунд-Зиро», находящийся в Кларксдейле, штат Миссисипи. Более 100 лет назад здесь, в Дельте, зародился блюз. Там же, в 450 километрах вниз по реке, началась история ещё одной такой же волнующей музыки — джаза.
Новый Орлеан. На этом городе лежит тень трагедии, но он подарил нам музыку, эмоциональнее и радостнее которой человечество пока не создало. Новый Орлеан — колыбель джаза, ближайший родственник блюза. Джаз вырос из уникального сочетания культур, смешавшихся в городе. Смешались европейские, африканские, американские и карибские элементы, породив новое искусство ХХ века. Гениальность джаза в том, что это отличный плавильный котёл. Джаз — это смесь многих элементов: классической музыки, западноафриканских барабанов, фольклорных традиций, гимнов, маршей, блюза.
Работорговцы привезли в город африканцев и с ними прибыла традиция синкопированной музыки. После гражданской войны в США был излишек духовых инструментов из дерева и меди, оставшихся от военных оркестров обеих воевавших сторон. Многие из них попали к музыкантам, игравшим на похоронах в городе. Эти музыканты стали пытаться импровизировать, а не играть по нотам. Военные оркестры сыграли важную роль в развитии музыки в Новом Орлеане. Музыка Нового Орлеана основана на мелодиях, а у оркестров было много мелодий. Отличие этих мелодий от мелодий в других частях света заключается в синкопировании.
Синкопа — это основа джаза Нового Орлеана. Синкопа — это акцентирование ритма, который обычно не акцентируют. Предположим, у вас обычная мелодия. При подчеркивании звуков, которые обычно не слышны, они становятся более акцентированными. Это и называется синкопа. Во времена строевых оркестров синкопа была очень распространена. Это было революционной идеей для изучающих классическую музыку. Для них джаз был похож на драку собак и кошек. Вот карманная труба. Представьте, что происходит, когда афроамериканцы брали эту трубу в руки. Они смотрели на неё, они играли различным способами, у каждого был свой стиль — чьи губы играли, тот и придумывал. Позже был найден учитель, европеец или учившийся у европейцев черный. И их научили, как нужно играть.
Африканский стиль отличается от европейской техники игры. Однако придумали эту музыку американцы, укоренившиеся в этом образе жизни. И их музыка выражала то, какими они были в то время.
В конце XIX и начале XX века губы нескольких первопроходцев начали выдувать первые звуки того, что позже станет джазом. Нынешний джаз не называли джазом первые 20 лет. Его стали так именовать примерно в 1914—1915 годах. До этого джаз был просто музыкой. Появились музыканты вроде Бадди Болдена (фигуры загадочной и мистической). Говорят, он сделал одну запись на потерянной восковой болванке. Джо Кинг Оливер, ещё один великий первопроходец. Его окружали чудесные музыканты, включая его протеже, Луи Армстронга, ставшего первой звездой в мире музыки. В звёздную команду Оливера входил и отличный тромбонист Кид Ори, в 1912—1919 годах возглавивший самую популярную группу в Новом Орлеане. Подобные коллективы играли в квартале красных фонарей Нового Орлеана, известного под названием Сторивилль.
Кларнет был неотъемлемой частью раннего джаза. Он украшал мелодии трелями, контрастно подчеркивающими её. Его прозвали «лакричной палочкой». По происхождению Эдвард Кид Ори был креолом. Он пел по-французски. Многие из первых звёзд джаза были с креольскими корнями. В том числе кларнетист Сидни Беше и пианист Джелли Ролл Мортан. В то время тромбонистов называли «висящими на хвосте», потому что группа ездила по городу и играла из кузов грузовиков. А тромбонисты висели на заднем бортике.
Кид Ори играл на банджо прежде, чем стать ведущим тромбонистом своего времени. Прародителями банджо являются африканские инструменты, как струнные, так и ударные. Банджо играло важную роль в сохранении ритма на заре развития джаза. Первые джазовые музыканты записывали игру на пианино и повторяли её на бумаге с дырками. В эпоху раннего джаза пианисты обучались на механическом пианино. Это прослеживается в их стиле. На стыке веков все пианисты звучали одинаково. Обучение на бумажных рулонах вошло в их подсознание и выражалось в механическом звуке.
В 1917 году квартал красных фонарей Нового Орлеана, известный под названием Сторивилль, был закрыт ВФМ США. Они сочли, что многие солдаты, посланные на Первую Мировую войну, тратили там деньги и время. Там работали многие музыканты. Им пришлось перебраться на север, в основном, в Чикаго и Нью-Йорк. Два эти города стали центрами джаза в следующем десятилетии. Особенно Нью-Йорк. В 1920-1930 годы ранние маленькие группы превратились в настоящие оркестры. Это была эпоха свинга.
Группы больше не назывались «Пять звёзд» или «Семь талантов». Пришло время больших оркестров. Это была танцевальная музыка. Оркестры играли по заказу в залах «Савой» и «Смолс». Они были как музыкальные автоматы. Это была новая очень шумная музыка. Танцующим нужны мощные звуки, и звуки джаза были мощными. У него был необычный звук. Музыканты играли сольные партии. Групповая импровизация, характерная для раннего джаза, уступала место точным композициям в исполнении Флетчера Хендерсона, Дюка Эллингтона и Каунта Бейси. Эллингтон был самым великим из них. Дюк Эллингтон — это океан, из которого вытекло много потоков. Музыка Дюка Эллингтона и Каунта Бейси получила признание во всем мире. Любимым барабанщиком Дюка был Луи Беллсон. Он играл с оркестром «Биг Бэнд Свинг Америка». Он удивительно поспевает за дуэтом отличных музыкантов, играющих на тенор-саксофонах. Дюк Эллингтон говорил, что Беллсон — величайший в мире барабанщик.
В годы депрессии «Свинг Америка» были популярны. Они играли любимые песни, и у них всегда солировали звезды. В большинстве своём — саксофонисты. Они плавали в звуках музыки и увлекали людей в путешествие. Начиная с 30-х годов, саксофон становится ведущим джазовым инструментом, более разнообразным, чем кларнет. Саксофон назван в честь бельгийца Адольфа Сакса, создавшего его в начале 1840-х. Инструменту было трудно найти место в классических оркестрах, но джаз стал его домом.
В эпоху свинга музыканты часто устраивали битвы, чтобы выяснить, кто из них лучше играет. И в итоге Дон Менза и Робинсон сразились один на один в так называемой дуэли. Музыканты «подрезали» исполнение друг друга. Это похоже на битву рэперов в наши дни. Саксофон стал так популярен из-за близости к голосу человека. Игра на нем похожа на вокал, этот инструмент легко адаптируется. Он будто подстраивает себя под личность музыканта.
Ведущим саксофонистом после войны стал Чарли Паркер. Он сделал прорыв в импровизации в пределах существующих рамок. В мире джаза произошел переворот, задуманный во Вторую Мировую войну, группой игравших вместе музыкантов в «Монтонз плэйхауз» в Гарлеме. ТрубачДиззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк и, конечно, саксофонист Чарли Паркер. «Дворовые пташки» создали сложный, безумный стиль. Их импровизации, тщательно выверенные и продуманные, вытеснили старую последовательность и подняли джаз до уровня искусства. Это был бибоп.
Бибоп — это последовательность, лабиринт гармоний, сопровождающий мелодию. Бибоп отсылает к нескольким вещам, когда речь идёт о джазе. Прежде всего, это музыкальный темп. Темп увеличился. Он должен быть стремительным, чтобы позволить музыканту показать разнообразие его таланта, а не просто играть. Это указывает на высокое мастерство и чувство ритма. Ещё один аспект, которого касались в период бибопа, это построение гармонии, изменившее основное звучание блюза. Басовые ноты изменились, и теперь можно было размещать аккорд на аккорде и даже удлинять аккорды, не ограничиваясь базовой триадой. Добавьте это к темпу, и получите совершенно новую музыку, под которую невозможно танцевать.
В конце 40-х и начале 50-х музыканты сменили репертуар. Они не играли собственную музыку. Это была оригинальная музыка, но на основе песен из мюзиклов и мелодий из фильмов. Иногда они играли новые мелодии на мотив популярных песен. Они делали это молниеносно. Это были спонтанные композиции. Они не различали сочинительство и импровизацию. И это было не менее глубоко, чем творчество Моцарта и Бетховена, так как они делали упор на линию, на полифонию, на взаимодействие компонентов.
Музыка развивается быстрее и гармония развивается быстрее. Она символизирует стремление чёрного человека к уважению людей. Ему недостаточно играть блюз, он хочет гармонию и ритм, которые заставляют задуматься. Это уровень мастерства, с которым ещё не сравнились. Диззи Галлеспи был самым открытым среди музыкантов. Он привнёс немного юмора в серьёзное высокое искусство. Многие продолжают играть свинг, но в небольших группах, где половина ушей направлена на звуки и технику бибопа, большинство считает этот стиль основным направлением. Его родной дом — фестиваль джаза в Ньюпорте, основанный в 1954 году пианистом Джорджем Уайтом. Здесь Уайт руководит музыкантами, приверженцами обоих течений, включая легендарного трубача и флюгельгорниста Кларка Терри. Они играют песни Гиллеспи, приятную на слух версию песни «Труды Биркса». Биркс — это второе имя Диззи Гиллеспи. Кларк Терри одним из первых поменял трубу на флюгельгорн. Он был наставником музыканта из Сент-Луиса Майлза Девиса и играл в оркестрах Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. Терри был первым афроамериканцем, сыгравшим с симфоническим оркестром в шоу Джонни Карсона на Эн-Би-Си. Флюгельгорн — более крупная версия трубы с более мягким звуком. Майлз Дэвис играл на флюгельгорне в альбоме «Будущий Майлз» и в «Записках из Испании».
Гитару стали использовать в джазе, как инструмент для задавания ритма, но виртуозы, вроде Эдди Ланга и Джанго Райнхарда, вывели её на авансцену.
Многие считают тромбон комичным, но он вырастил великих музыкантов, таких как Джек Тигарден и Джей Джонсон. В маленьком ансамбле все должны быть сплочёнными. Они должны звучать синхронно и иметь общие творческие идеалы и артистические стремления. Если один из них отключится, то провалится вся идея. В большом оркестре ты — часть большого механизма. У маленькой группы можно увидеть более тонкие аспекты их концепции. В маленьком ансамбле не спрячешься в тени большой организации. Ты находишься на главной улице, ты возглавляешь колонну, назад дороги нет и ты должен что-то делать.
Современный джаз-квартет «Джанго». В первом составе квартет играл во время антрактов на концертах оркестра Диззи Гиллепси, чтобы музыканты могли отдохнуть. «Современный джаз-квартет» начал свой путь в 50-е годы в рамках движения «третье течение», интеллектуальные идеалы которого были похожи на идеалы бибопа. Идея заключалась в объединении европейской традиции и джаза. Вот та самая знаменитая композиция «Джанго», посвященная цыганскому гитаристу, неповторимому Джанго Рейнхарду.
Мастерство Джанго Рейнхарда особенно впечатляло потому, что на левой руке у него функционировали только два пальца. «Джанго» стал лучшим диском квартета. Теперь это классика джаза. Виброфонист квартета Милт Джексон и пианист Джон Льюис познакомились в оркестре Гиллепси в конце 40-х годов. Льюис изучал классическую музыку и интересовался творчеством Баха и других композиторов барокко. «Современный джаз-квартет» даже записал альбом под названием «Блюз или Бах». В конце 60-х квартет подписал контракт с «Эппл», фирмой звукозаписи группы «Битлз». Пианист Джон Льюис играл в оркестре Майлза Дэвиса в начале 50-х годов. БасистПерси Хит, барабанщик Конни Кэй и виброфонист Милт Джексон — это остальные участники квартета. Журчащая манера игры Милта на виброфоне имитирует якобы непринужденную манеру игры, характерную для гитары Рейнхарда.
Наконец, человек, бросивший тень на эру послевоенного джаза, как колосс, Майлз Дэвис. Он выступил впервые в 1945 году вместе с великими Диззи и Чарли, уровня которых он достиг задолго до смерти в 1991 году. Кроме выступления с великими, в первые дни зарождения бибопа, в конце 40-х, он участвовал в рождении жанра под названием «кул-джаз».
Для многих Майлз был воплощением жанра: очки от солнца, его трюки, труба, направленная в пол, а потом снова на публику, его щегольская одежда. Он типичный джазовый музыкант. Личность Дэвиса важна по ряду причин. Во-первых, он был в авангарде изменений джаза. Он жил ради этого и он олицетворял это. Но важно понять ещё кое-что. Музыкальная индустрия того времени превратила Майлза Дэвиса в представителя эпохи. Были вложены деньги и ресурсы в его карьеру. Это позволило ему записать диски и быть человеком, которого все слушают. Это подняло его престиж и возложило на него обязанность двигаться в конкретном направлении. В одном из клипов он возвращается к своей композиции из 50-х годов. Тогда концерт организовал маэстро Гил Эванс. А здесь дирижирует легенда джаза, его старый друг, Квинси Джонс.
«Баллисити». Это один из первых случаев сотрудничества Майлза с Эвансом. Дирижер Квинси Джонс много лет уговаривал Майлза повторить этот номер. Майлз первым использовал сурдину для получения его фирменного чёткого и выразительного звука. Трудно поверить, что всего через два месяца Майлз Дэвис умер…
От выступлений в борделях Нового Орлеана до «Кул — джаза» в шикарных концертных залах, от Луи Армстронга и до Майлза Дэвиса джаз проделал долгий путь за первые 60 лет жизни. И все стили (свинг, бибоп, «третье поколение») внесли свой вклад в великое американское искусство…