Каждый год выходит по одному фильму, посвящённому космосу. В 2012 году это был «Прометей» — весьма спорный эксперимент Ридли Скотта, в 2013 — «Гравитация» Альфонсо Куарона, считающийся самым точным фильмом о космосе, в 2014 — «Интерстеллар» Кристофера Нолана, с момента проката уже вписавший себя в классику современной научной фантастики. Подытоживает прокатную историю 2015 года новейший релиз от Ридли Скотта, мастерски жонглирующего жанрами и увлекательно рассказывающего историю про «космического Робинзона Крузо». Да-да, мы сейчас говорим о фильме «Марсианин». Здесь вряд ли есть место социальной фантастике и философии Рэя Брэдбери, написавшего знаменитые «Марсианские хроники», зато очень интересно показываются грани жанра survival.
Интерес к фильму подогревает и качественно подобранный саундтрек. Как известно, львиную долю атмосферности в ленте создает музыка, которая воздействует на чувства зрителей, делает происходящее на экране действо еще более ярким, создает определенное настроение. Всего в «Марсианине» 26 треков, среди которых мы встретим как рок и диско-хиты 70-х в духе «Guardians of the Galaxy», так и интересные электронные композиции инструментального характера от Гарри Грегсона-Уильямса. Печальность эмбиентных пассажей композитора разбавляется оптимистичным настроем шлягеров Глории Гэйнор, Донны Саммер и ABBA, а также романтизмом Дэвида Боуи.
Зажигательный диско-хит 1976 года, посвященный двум самым прекрасным вещам на свете — музыке и любви. Интересный ритмичный бит, сыгранный на этнических барабанах и перкуссиях, эффектно сочетается со скрипичной темой, столь популярной в то время. Мелодия немного минорная, в то же время создает прекрасное настроение. Самая главная мысль, которую доносит песня — музыка и танцы развеют любую тоску. Получилось ли это астронавту Марку Уотни? Узнаем, посмотрев фильм «Марсианин».
Сложно придумать более известный сингл в стиле диско, чем Hot Stuff от Донны Саммер. Мощная линия басов, четкий бит 4/4, стильный проигрыш на фортепиано и модные в то время электронные пассажи, задающие песне ещё большую танцевальность — всё это в совокупности объясняет успех этой песни. Hot Stuff, как известно, говорит о любви, о желании близкой встречи. Довольно метафорично использовать этот сингл в плейлисте фильма о человеке, желающего вернуться домой и вести привычный образ жизни.
Стильная ретро-песня, продолжающая список использующихся в «Марсианине» диско-хитов. Она прекрасно вписывается в саундскейп нового фильма Ридли Скотта, несмотря на слишком позитивный настрой и нарочито танцевальный характер. Мажорная мелодия создает оптимистичный настрой, а лозунг «Раскачай лодку» позволит собраться и продолжать своё дело несмотря ни на что.
Прослушивание этого сингла в безвоздушном, холодном, чуждом человеку пространстве, позволило Марку Уотни повысить моральный дух. Бархатистый голос Тельмы Хьюстон, лиричная мелодия и яркий, чёткий бит сделали в своё время эту песню настоящим хитом. Don't Leave Me This Way в очередной раз доказывает, что стиль диско идеально подходит для показа инопланетных пейзажей.
Дэвид Боуи, известный своим амплуа космического героя-одиночки Major Tom, в этой песне повествует не столько о самом космосе, сколько о душевном мире лирического героя песни. Металлические ледяные проигрыши в верхнем регистре клавиш синтезатора словно переносят слушателя в бескрайнее космическое пространство, где астронавта Major Tom окружает только свет звёзд. Но оптимистичный настрой самой песни, повествование о вояжах среди безвоздушного пространства и вкрадчивый голос самого Дэвида Боуи вселяют надежду в зрителя. «Всё образуется» — как будто такой посыл идет от прослушивания этого сингла.
Песня о любви и проблемах в личных отношениях прекрасно вписалась в саундтрек «Марсианина». Если перевести семантику этой песни в иную плоскость, то она получится весьма гармоничной в ключе других треков к этому фильму. Герою «Марсианина» предстоит выиграть свою битву при Ватерлоо — победить страхи и сомнения, бороться каждый час, каждую минуту за свою жизнь, ни на кого не надеяться, кроме себя, ничего не ждать — только действовать. Оптимистичная, задорная мелодия с ярким и узнаваемым проигрышем на фортепиано буквально заряжает энергией и дарит хорошее настроение.
Известный поп-шлягер этого американского трио был выбран в качество одного из основных треков к фильму Ридли Скотта. Посвященная не столько любви между мужчиной и женщиной, сколько связанным с ней душевным терзаниям, эта песня в саундскейпе фильма звучит вполне органично. Ее смысл преломляется под новым углом: герой фильма «Марсианин» предается сомнениям в принятом им решении, но под действием обстоятельств решает бороться за свою жизнь, несмотря ни на что. Именно этому учит и эта песня — бороться за то, что нам действительно дорого.
Изначально этот гимн всех меньшинств и угнетаемых был посвящен несчастливым любовным отношениям лирической героини, которая после разрыва решает «выжить несмотря ни на что» и продолжать интересную и активную жизнь. В контексте «Марсианина» эта песня становится уже не метафоричной: герой под бодрые фортепианные проигрыши I Will Survive делает все, чтобы остаться в живых.
Атмосферный эмбиент от Гарри Гресона-Уильямса, штатного композитора фильма, пробирает до мурашек: тонкие скрипичные пассажи, осторожные удары по клавишам синтезатора, восхитительная «стена звука» и обрушивающаяся на зрителя лавина звуков духовых инструментов, а затем зловещий проигрыш с использованием альта и виолончели показывает сложность условий выживания Марка Уотни на Ares III.
Один из самых ярких и запоминающихся саундтреков в фильме. Все проблемы пройдены, поэтому начало трека отмечено лиричным фортепианным проигрышем и использованием эффекта «стена звука». Основная мелодия вселяет в зрителя надежду, что, несмотря на все злоключения Марка, ему удастся вернуться на Землю, несмотря ни на что.
Настроение у фильма разительно отличается от предшественников космической тематики. Столь оптимистичный стиль был разве что у довольно древнего фильма "Вспомнить всё", где Марс был густо заселён Шварценеггером и компанией. В "Марсианине" же одинокому герою помогают случайно найденные аудиозаписи. Возможно, с их помощью главному герою и удалось найти в себе силы выбрать с пустынной планеты, чтобы услышать любые другие знакомые нотки.