[ Статьи ] [ 20.07.2016 ]

Герой эпохи: Ришад
Шафи

Визитной карточкой виртуозного музыканта Ришада Шафи стали, по общему мнению, его виртуозные барабанные соло, необъяснимое обаяние и неповторимая харизма. Так отзываются о нем почитатели его таланта и все, кто встречался с ним по жизни. Более двух десятков лет он был лидером музыкального коллектива «Гунеш», получившего широкую известность ещё в нашумевшем рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году. Ришад был признан тогда лучшим нашим ударником. Потом его будут признавать одним из лучших — уже во всем мире. А ещё… Впрочем, разве в двух словах перечислить всех его заслуг? Рассказ об этом поистине уникальном музыканте не уложишь в узкие рамки наград и званий — уж слишком яркой была его творческая жизнь в отпущенные полвека и шесть лет.

accessibility Солнечный человек с Каспия

Родился он в Ашхабаде. Этот солнечный город стал малой родиной и для любимого многими артиста Леонида Филатова. Только Ришад родился на семь лет позже — в 1953 году. Родители будущего музыканта — Шафиев Алексей Захарович и Сона Алиевна. Не удивляйтесь: Шафиев — настоящее имя Ри́шада Алексеевича, которое потом, как у многих артистов и музыкантов, сократится до Шафи.

Барабанами Ришад увлёкся с четырёх лет. По его воспоминаниям, случилось это с ним неожиданно, как вспышка молнии. На городском празднике он услышал барабан и буквально упал в обморок. С этого момента он «потерял покой», и обрёл его только после того, как старший брат купил и подарил ему барабан — понятно, что пока ещё только пионерский, купить который больших денег не стоило, как и любую школьную вещь.

Обморок списали на жару — упало давление, не стало притока крови к голове, а отсюда и кислородное голодание — так, наверное, решили. А могли бы и вспомнить, что многие великие музыканты в детстве падали в обморок от избытка чувств, тех самых — которые и определяют в будущем страстную натуру исполнителя-виртуоза, каким, к примеру, был легендарный Паганини. Возможно, что в случае с юным Шафи главным «пусковым механизмом обморока» был именно сильный эмоциональный стресс: иначе как объяснить, что после этого случая он уже не расставался с барабанами.

Как известно, задача барабанщика в музыкальном коллективе — создание ритмического рисунка (совместно с бас-гитарой и клавишными). Помимо этой своей основной функции барабанщик украшает мелодию, используя тарелки или барабанную дробь. Всем этим премудростям учат в музыкальной школе. Но дожидаться, когда его всему этому научат, Ришад не стал. В ход пошли крышки от кастрюль, металлическая военная кружка, которая сохранилась у отца после фронта, и порой даже обычные спальные подушки, которые он колотил так, что летели перья.

Со временем его коллекция, конечно, пополнилась пусть и малым, но настоящим барабаном и тарелками. И тогда он начал давать свои первые «концерты». Уходя из дома, родители, как правило, запирали сынишку на ключ, чтоб не шатался по улицам, и он своих первых зрителей-сверстников с улицы «запускал» через балкон — залазили они по связанным простыням. А после семи лет начались его настоящие «академические» занятия во Дворце Пионеров. Там при духовом оркестре создали эстрадный ансамбль, и ему доверили играть на настоящей барабанной установке, на которой ноги его ещё не доставали до педали.

Ему повезло, что родился он в столичном городе, что был там Дворец пионеров с различными кружками. Возможно, что рядом с ним, но только в театральном кружке, делал свои первые шаги в искусстве и Леонид Филатов. Дворцы пионеров были в те годы центром культуры, и не зря их называли дворцами. Когда-то действительно в этих шикарных зданиях проживали самые высокие вельможи, а потом здания отдали детям, а финансирования в те годы хватало, чтоб в каникулы совершали будущие музыканты и артисты самые дальние поездки — вплоть до Москвы. Как вспоминает эти годы Ришад Шафи, каждый год в августе они уезжали в Москву и давали там несколько концертов, как правило — в Парке культуры и отдыха имени Горького.

С пятнадцати лет Ришад стал играть в школьной гитарной группе. После школы поступил в музыкальное училище по классу ударных инструментов. Был при училище эстрадный коллектив с довольно изысканным для подростков репертуаром — Tom Jones, гр."Chicago", гр."Earth, Wind & Fire". А с 1974 года начинается его профессиональная работа — в музыкальном ансамбле одного из ресторанов города, из которого подросшему Ришаду была уготовлена прямая дорога в армию.

Музыкант и армия

Армейская жизнь не миновала многих музыкантов. Правда, и служба была у них особая — как правило, в так называемых музыкальных ротах. Брали туда с любым музыкальным образованием, или даже без него — лишь бы на деле умел играть на музыкальном инструменте, чтоб достойно представлять часть в составе ансамбля на различных смотрах. За границей, говорят, с этим дело куда сложнее. Взять, к примеру, знаменитого Йоханна Хёльцеля, более известному под сценическим псевдонимом Фалько. Будущий исполнитель, занявший верхнюю строчку в хит-параде США с песней на немецком языке, служил в армии в обычных боевых войсках, и это не смотря на то, что его называли в детстве «маленьким Моцартом», поскольку играл на пианино с четырёх лет. Ришаду повезло больше, чем немецкому вундеркинду. Он служил в музыкальной роте, а точнее — при полковом духовом оркестре. А потом, по рекомендации М. Садыкова — в то время солиста ВИА «Гунеш» — вливается в этот музыкальный коллектив, созданный в 1970 году в Ашхабаде при туркменском госкомитете по телерадиовещанию.

Репертуар группы, на тот момент состоял из советских и туркменских песен, но благодаря Ришаду акцент стал постепенно смещаться в сторону джаза и рока. Результат, как говорится, не замедлил сказаться: первое выступление на зарубежном фестивале «Зелена Гура» — и успех, после которого — поездка в Варшаву, куда их пригласили для съёмок в музыкальном фильме. Кстати, съёмки проходили в престижной по тем временам студии, где до них записывались группы «ABBA» и « BoneyM».

Наш национальный ансамбль стал востребован за границей. Почти сразу последовало приглашение на «Золотой Орфей». А потом наступил и первый личный успех в родной стране — на нашумевшем рок-фестивале «Тбилиси-80», где Ришада признали лучшим барабанщиком, отметив его «яркую музыкальную индивидуальность».

Его музыкальный материал, будут писать о нём критики, представляет собой джаз-рок со «стильным восточным этно-привкусом, основанный на сложных размерах туркменских фольклорных ритмов», которые Ришад «перекладывал в виртуозное соло». Именно это будет так восхищать зрителей, где бы не выступали музыканты — от Германии до Лаоса. А душой, руководителем и несомненным лидером группы стал Ришад Шафи (в те годы его фамилия писалась на афишах ещё как Шафиев) — колоритный барабанщик-шоумен с белозубой улыбкой, поражающий публику игрой на уникальной установке из десятков барабанов, тарелок и прочих звучащих предметов.

language Нужно ли родиться в нейтральных водах, чтоб слыть гением

Однажды в 1990 году он приедет с ансамблем в Азербайджан. Приедут они по приглашению Министерства культуры. Здесь он «признается» своему другу Поладу Бюльбюль-оглы, что это уже не «первое его посещение Баку». Что в графе о месте его рождении вполне даже мог стоять — Азербайджан. И рассказал очередную занимательную историю из своей биографии, на которые ему так «везло» в детстве.

… Родители его были в гостях у знакомых в Баку, когда подходил срок ему родиться. Уже планировали, в какую больницу лечь тут, когда неожиданно принесли срочную телеграмму из Ашхабада: бабушка в тяжёлом состоянии, срочно приезжайте. Посчитали, что за три дня плавания по тихому Каспию ничего не случится и всё будет нормально. Однако в первые часы плавания поднялась невообразимая буря.

«Пароход стало сильно качать, болтать из стороны в сторону. Мама сильно перепугалась, и у неё начались схватки. К моему счастью, — рассказывал Ришад, — на пароходе оказалась семья врачей, и это спасло и меня и маму». А стоило ему родиться, шторм как по волшебству, тут же стих. Так в нейтральных водах Каспия, едва не погибнув, и едва не став земляком известного Полада Бюльбюль-оглы, родился не менее знаменитый туркменский рок-джаз музыкант, который то ли в шутку, то ли всерьёз будет называть себя именно так — сыном Каспийского моря.

Более двадцати лет будет длиться его карьера в составе джаз-роковой группы "Гунеш" (в переводе — Солнце). А после того, как в начале 90-х "Гунеш" окончательно распадётся (и как тут не провести аналогию со Стингом?), начнётся очередной творческий скачок её ведущего музыканта Ришада Шафи.

Магия чисел

Согласно нумерологии есть такие магические числа, которые в жизни творческих личностей играют судьбоносную, роковую роль, которые как бы отмеривают лимит отпущенных всякому творцу земных лет. Вот они, эти числа — 27, 37, 42, 56, 66… Расхожий ряд имён в качестве примера: Лермонтов (27), Моцарт, Пушкин, Маяковский, Ван-Гог, Мендельсон, Бизе (37), Высоцкий, Дассен, Гоголь (42) и так далее. А если, казалось бы, не «укладывается» личность в эти «традиционные» рамки, то ищут нумерологи (и находят!) необходимые объяснения в судьбе человека с «исключениями». Шуман в возрасте 42 лет пытался покончить жизнь самоубийством — бросился в реку Рейн — но был спасён. А Глинка прожил 54 года, однако в 37 лет, согласно его биографам, бросил писать музыку.

А вот ещё необъяснимый наукой пример, связанный с магией дат. Скрябин жил в арендованной квартире и ежегодно продлевал аренду в канун Рождества — сразу на год. Но однажды (в канун 1915 года) он заключил договор лишь до мая. На недоумённый вопрос хозяина он ответил, что «так поступить советует ему некий голос свыше». И в самом деле, до мая он не дожил — буквально три или четыре дня.

К чему всё это сказано? А вот к чему: Ришад Шафи достиг одного из самых последних отведенных нумерологами жизненных рубежей — 56. И все эти годы, без исключения, были годы его чрезвычайно активной творческой жизни. Трудно сосчитать количество всех его поездок по нашей стране и за рубеж. Вот одна из его самых плодотворных поездок — в Китай. В 1994 году он долго гастролировал по этой экзотической стране, а когда вернулся из длительного турне, воплотил свои впечатления в собственное сочинение — мюзикл-сказку "Волшебный халат".

Костюм для человека-оркестра

Халат для восточного человека сродни фетишу. Это как шинель для чиновника из гоголевского Петербурга. Вокруг восточного халата, этого атрибута фольклора, соткано немало восточных сказок и преданий. Поэтому не удивителен предмет обращения музыканта с восточной фамилией. Отметим другое. Сыграв в этом музыкальном спектакле главную роль, он выступил ещё и как, сейчас принято говорить, успешным менеджером. Им были приглашены самые известные артисты эстрады — Роза Рымбаева, Валентина Легкоступова, Мурат Насыров, Андрей Мисин, группы "А-студио", Оскар Акаев, джаз-рока группа "Бумеранг". Сам он сыграл в этом музыкальном спектакле главную роль и ещё представил свой новый костюм, своё изобретение, которое так и называется — «Волшебный халат».

Это — костюм, буквально напичканный электронными датчиками. На музыканте, по сути, «беспроводная система с возможностью переключения звуковых регистров», так что на сцене артист, благодаря своему электронному костюму, может производить практически любые звуки — от звуков животных до классических и современных музыкальных инструментов. В общем — не халат, а полноценная ударно-звуковая установка. Впервые этот «Волшебный халат» был на публике «опробован» в одноимённом представлении в новогодние дни 1996 года, а в 2001 году Ришад Шафи уже был занесён с этим своим изобретением в книгу рекордов Гинесса.

build Сотвори мир

Его вклад в мировую культуру поистине интернациональный. В Индии он записал диск в дуэте с таким известным мастером игры на барабанах, как Кешаб Канти Чоудхури. На этом диске Ришад первым соединил две музыкальные культуры, две древние традиции — индийскую и азиатско-кавказскую. Добавим, что Ришад имеет звание Почётного гражданина города Хо Ши Мин и медаль республики Мозамбик, и значит, согласно статусу этих наград, мог бы выбрать себе место жительства потеплее — поближе к экватору. Но ему нравилась Москва, и в 1996 году он переезжает именно сюда на постоянное жительство.

Ришад Шафи неоднократно выступал у себя на родине организатором международных мероприятий. Участвовали в его шоу такие известные личности, как этномузыколог и одновременно признанный в мире российский исполнитель на чепмен стике — Борис Базуров, а также Лауреат антологии мирового джаза, лучший клавишник России 1995-2007 годов Вячеслав Горский.

Есть у Ришада альбом, который называется "Сотворение мира". Это международный проект, в котором он постарался представить через музыку историю развития мира. Участниками проекта стали исполнители на древних народных инструментах из разных стран, а также вокалисты, владеющие древними техниками пения. Сам он «аккомпанировал» всем им на барабанах. Всего участвовало свыше 30 музыкантов из двух десятков стран — от Испании до Вьетнама. Туркмению представляли бывшие участники ансамбля "Гунеш».

Постоянное стремление Ришада Шафи к совершенству технологии игры на ударных привело к разработке им поистине сенсационных открытий. О его «Волшебном халате» мы уже поведали. А ещё им была изобретена, а, по сути, была представлена музыкальному миру «трёхколотушечная» барабанная педаль, которую он по сказочному колориту наименовал остроумно — «Змей Горыныч». Педали для барабана под себя делали и делают многие музыканты, но конструкция Ришада признана именно изобретением. Ещё им были разработаны уникальные барабанные палочки.

Принадлежит музыканту и самая большая в мире ударная установка. Ришад Шафи сконструировал гигантскую, не имеющую в то время в мировой практике аналогов, музыкальную ударную установку, которая теперь хранится в фондах Государственного Музея Музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В музейную коллекцию Ришада Шафи были переданы абсолютно все разработанные им конструкции барабанных установок, авторские перкуссионные инструменты и аксессуары, сценические костюмы и другие изобретения и ноу-хау, которые использовал Ришад Шафи в своём уникальном творчестве.

О лазерных перчатках — разговор особый. На словах трудно передать, какое великолепие предстает перед зрителями, когда лазерный луч повторяет стремительные движения его рук. Это, конечно, надо видеть. Возможно, у кого-то возникает вопрос, зачем все эти лазерные изобретения, к чему они и почему и зачем некоторые музыканты ищут себя в каком-то, на первый взгляд, прикладном к музыке направлении, и вообще — к чему это новаторство? На это ответим, пожалуй, так. А что есть рок как уже не новаторство в принципе? Что есть рок как не синтез музыки со словом, жестом и новыми чувствами, которыми музыкант стремится выразить себя. Не случайно бурный расцвет рока был в нашей стране в 90-ые, а потом — как бы затишье в нулевые годы и снова всплеск рока уже в наши дни, пусть и на другом уровне. Так говорят авторитетные музыкальные аналитики. А лазерные перчатки Шафи — это, пожалуй, и есть элемент экспериментального искусства, основанного, как он говорил, на «эстетическом эффекте восприятия звука и света».

visibility Это надо видеть!

Попытки синтез света и звука мир уже знает. Давно были отмечены попытки художников, писателей, музыкантов найти более тесное взаимодействие цвета и звука. Подобные идеи — связать цвет и звук — разрабатывал немецкий композитор Вагнер. Цветомузыкальные партитуры создавал австрийский композитор А. Шёнберг. Развитие этих идей связано и с творчеством уже упомянутого нами русского композитора А. Скрябина, который пытался воплотить намеченное в своей симфонической поэме "Прометей", где ввел партию света, сконструировав для этого специальный, как он называл, «цветовой орга́н». О связи цвета и звука рассуждал художник В. В. Кандинский. Пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки литовский композитор и живописец Чюрлёнис.

По мнению специалистов, произвести подобный синтез не так просто. Музыка по своей природе считается более абстрактным искусством, чем живопись, поскольку картина «более материальна». Но когда соединяется это в творении композитора или художника, то появляются на свет новаторские произведения Скрябина и Чюрлёниса. Были устремлены на подобные поиски, будем считать, и творческие усилия Ришада. А насколько преуспел он в своих устремлениях — судить уже нам — его зрителям.

Он обладал качествами доброго, приветливого человека, шагающего по жизни открыто, и делясь секретами мастерства, что, по сути — куском профессионального пирога. Десятки молодых музыкантов обязаны ему своим выходом на самую широкую сцену через участие в его шоу «Сотворение мира». Теперь эти имена хорошо известны любителям музыки. Это перкуссионист Хакберд Алламурадов, который будет успешно гастролировать по странам Европы. Это Андроник Месропян, исполнитель на классической армянском дудуке, на которого потом буквально посыпались выгодные предложения о сотрудничестве. Вместе с Шафи играли в том проекте скрипач — Гасан Мамедов; исполнитель на арабской лютне — Камаль Балан; вокалист — Георгий Мушеев; исполнитель на персидской кяманче — Грант Айрапетян; исполнитель на таком редком струнном инструменте, как тар — Горхмаз Ахундов, ставший впоследствии лауреатом множества престижных конкурсов.

Ударника на барабанной установке во время исполнения им своего искрометного соло так и хочется сравнить с футбольным вратарем, особенно в минуту опасности у его ворот — та же скорость реакции, та же ловкость рук. Я уверен, что Ришад Алексеевич не обиделся бы на такое сравнение. Он любил футбол и был самым активным участником команды ветеранов — играл за основной состав команды ветеранов "Старко". Причем играл до самого последнего мгновения своей жизни. И это не просто красивые слова. Понимать их надо буквально. Именно на футбольном поле, во время состязаний, и случится неожиданно с ним сердечный приступ... Вот такая малоизвестная страница в его биографии. Но разговор не об этом. Музыканта нет с нами уже несколько лет. Но почитатели его таланта не забывают его искрометный талант. И только ли за профессионально-виртуозную игру остается музыкант в нашей памяти?

trending_up Что в рейтинге тебе моём

Слово рейтинг теперь знают все. Ворвалось оно в наш язык. Хотя, как уверяют филологи, ещё четверть века назад его не было даже в словаре иностранных слов. Происходит термин от английского термина «rating» — оценка, порядок, классификация. Рейтинг — это наша субъективная оценка какого-либо плохо измеримого явления, которую мы ставим в нашем сознании тому или иному явлению или человеку. Известна масса рейтингов — эстрадных исполнителей, спортсменов, самых сексапильных актёров. Не будем их перечислять и рассуждать, нужны они или нет — речь несколько о другом.

Вот как читатели музыкального журнала NME осенью позапрошлого года определили десятку лучших музыкантов: возглавил рейтинг (конечно, после Джона Леннона) экс-музыкант британской группы Oasis Лиам Галлахер. (Остальные места: Дэвид Боуи, Алекс Тернер, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус, Джими Хендрикс, Моррисси, Ноэль Галлахер и десятое место — Ян Кертис).

Вокалиста группы Oasis Уильяма (Лиама) Галлахера всегда отмечало, мягко говоря, эксцентричное поведение: подрался во время записи одного из альбомов, причём колотил другого участника совместной записи крикетной битой. Еще говорят, что он как-то ударил головой в лицо одного из своих поклонников, осмелившегося без разрешения сделать его фотографию, когда он выходил из отеля. В результате удара у пострадавшего был сломан нос. А бывшая его жена после развода была даже вынуждена обратиться за помощью, чтобы оградили её от хулиганских выходок уже бывшего мужа. И ничто это не помешало ему стать вторым в рейтинге. А может, и наоборот — скандалы только и добавляли ему популярность.

Опросы по выбору Героя эпохи могут быть, конечно, самые разные. Лет десять назад еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов самых разных стилей и направлений. Вопрос был следующий: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на Ваше собственное творчество?». Победил Дэвид Боуи, который в предыдущем рейтинге, увы, уступил Лиаму Галлахеру.

В сфере искусства, где так много держится на личных привязанностях и предпочтениях, наверное, трудно добиться однозначного и верного ответа в плане определения лучшего музыканта. Провести его можно только по какому-то конкретно качеству, которое и будет рассматриваться читателями того или иного журнала. Так что же лежит в его основе? Для продолжения разговора, чтоб стала понятна моя мысль, поговорим еще немного о футболе, как о состязании личностей и борьбе характеров. По официальным мировым рейтингам, наш Лев Яшин — лучший вратарь мира всех времен. А ведь по вратарским меркам, он и роста был не самого высокого — 185 см. (К примеру, бельгийский вратарь ван Хаут, для сравнения, был на голову выше — 210 см роста). А прыгучестью и быстротой реакции — не хуже яшинской — блистал, к примеру, знаменитый англичанин Бэнкс, который следует вторым в мировом рейтинге. И, тем не менее, в рейтинговой таблице Яшин почти на 300 пунктов обогнал английского любимца и почти вдвое — знаменитого немца Майера.

Сочту на себя смелость сказать, что тут важным будет не только высокий рост и профессиональные качества, но и нечто другое. Вы не замечали, как ловят вратари верховой мяч: в прыжке, опасаясь удара от противника, они выставляют вперед или локоть или колено. Яшин, даже рискуя самому получить травму, никогда этого не делал, чтобы не нанести травму противнику. Это благородство нашего голкипера не раз отмечали лучшие нападающие мира. И это сочетание высочайшего мастерства и замечательных личных качеств Яшина признало такое уважение, что, возможно, и решило исход рейтинга в его пользу — он был и остается лучшим вратарем мира. Что интересно, стоящий вторым в строчке мирового рейтинга вратарей англичанин Бэнкс также снискал не менее добрую славу. И есть за что. В 34 года он попал в автокатастрофу, после которой чуть ли не потерял зрение — лишился глаза. Но продолжал играть и — был признан лучшим вратарем одной из национальных лиг и… самым неунывающим человеком, способным на такую шутку: «Стадион, где я играл, больше напоминал цирк: люди приходили посмотреть на «самого великого одноглазого вратаря в мире»…

В разрезе наших рассуждений, постановка вопроса, кто лучший ударник в отечественном роке — будет несколько затрудненное занятие. В современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть своё место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и свои герои на все времена. Для того, что бы выявить лучшего барабанщика, необходимо устроить нечто вроде соревнования среди таких известных ударников, как Трощенков и Губерман (оба играли в Аквариуме), Шафи и Кондрашкин, который считался лучшим барабанщиком Ленинградского рок-клуба (было отмерено ему, кстати, всего 42 года земной жизни). Увы, провести такой «фестиваль-смотр» уже невозможно. Да и по каким критериям определять лучшего из лучших? Скорость исполнения? Техника? Или философия игры? У каждого исполнителя свои плюсы и минусы. У каждого зрителя свои каноны и приоритеты. Главное, наверное, опять же в другом.

Рашид Шафи, добрый и очень мягкий, по своей натуре человек, жил, сохраняя в себе полную гармонию с окружающим миром. Неслучайно название его группы было "Гунеш", что, в переводе с туркменского, — "Солнце". И по этому — солнечному — качеству его Души он, несомненно, будет одним из победителей не только среди рок-музыкантов. Он — первый по количеству энергии, которой заряжал публику на своих выступлениях. Так, по крайней мере, считают почитатели его таланта. Уникальный музыкант Ришад Шафи пришёл в этот мир в момент несусветной бури посреди морской стихии Каспия и покинул его в эпицентре страстей спортивного состязания. Он оставил в наследие и то и другое — стихию своих чувств и проникающую в самое сердце энергию жизнерадостных страстей, рожденных ритмом его ударной установки. И для почитателей его таланта он навсегда останется не просто уникальным, а гениальным музыкантом — лучшим из лучших.

Растают ли ледники наших душ?

Удивительная музыка из к/ф «Марсианин»

Музыка игр: God of War (Ascension)

Музыка игр: Hotline Miami